Несмотря на то, что вопрос «как выбрать агентство недвижимости» с завидной регулярностью обсуждается как среди потребителей, так и в прессе, посвященной вопросам недвижимости, сколь-нибудь внятного рецепта, гарантирующего хороший результат, до сих пор не изобретено. Почему?
На мой взгляд, дело тут в том, что все эти рецепты преимущественно дают сами риэлторы. Причем, как правило – те, кто работает в ограниченном наборе маститых компаний. И интересует их в момент выдачи рекомендаций в первую очередь отнюдь не задача обеспечить соответствие интересам клиентов, а стремление привлечь их в качестве заказчиков собственных услуг. Поэтому перечислить набор «стандартных» советов не составляет труда.
Как правило, их обычный набор сводится к вариациям на тему следующего списка:- время работы на рынке;
- размер компании;
- членство в профессиональных объединениях риэлторов;
- офис компании;
- обширность рекламы;
- наличие разнообразных наград.
На сколько важно при выборе время работы агентства на рынке?
Рассмотрим, к примеру, критерий «время работы». Что с того, что компания вышла на рынок, к примеру, полгода назад? Является ли этот факт однозначно достаточным для того, чтобы на его основании заявить, что новое агентство недвижимости является непрофессиональным? И почему при этом не уделяется внимания вопросу о том, какой стаж работы имеют ее специалисты? Буду говорить за себя. Компания, которую я возглавляю, приступила к работе в самый разгар кризиса – в феврале 2009 года. Стаж, вроде бы, невелик. А как тогда быть с тем обстоятельством, что мой личный стаж риэлторской деятельности приближается к 18 годам? Или с тем, что костяк команды составляют специалисты, имеющие более чем десятилетний опыт работы? Что, от того, что сегодня на наших визитных карточках размещен логотип другой фирмы, резко упал наш уровень риэлторского мастерства? Или не в лучшую сторону изменились другие значимые профессиональные качества? А то обстоятельство, что компания, стартовав в кризис, не только не «умерла» спустя несколько месяцев, но и, развиваясь весь год, по его итогам заняла достойное место на рынке, хотя за этот период закрылось далеко не одно агентство недвижимости города Москвы, в том числе – и из числа тех, что работали не один год – это о чем свидетельствует? Мне видится, о том, что мы кое-что смыслим в риэлторской деятельности… Но если «стандартные» критерии, упомянутые выше, никуда не годятся, то чем же руководствоваться потребителям? Что ж, попробуем сформулировать принципы, позволяющие повысить вероятность правильного выбора…Критерии правильного выбора
Итак, на мой взгляд, первым и главным фактором, заслуживающим внимания, должна являться профессиональная репутация. Вот только как убедиться в том, что с ней все в порядке?Репутация риэлтора
Как правило, подтверждением репутации могут служить рекомендации друзей, родственников или заслуживающих доверия знакомых. В случае их наличия задача выбора агентства недвижимости обычно является несложной: клиент обращается к рекомендованному специалисту или в ту компанию, которую ему посоветовали, заключает договор и получает в итоге услуги того уровня, о которых ему рассказывал родственник или друг, давший рекомендацию. При этом зачастую остается недоволен. Почему? Ответ прост и не имеет прямого отношения к вопросу репутации: не факт, что услуги, вполне удовлетворившие того, кто рекомендовал, устроят того, кому рекомендовали. Ведь у каждого человека свои представления о профессионализме, квалификации и мастерстве риэлтора. Как говорится, «что русскому хорошо»… Поэтому, получая рекомендации, стоит поинтересоваться, что же реально хорошего было в работе компании. Согласитесь, что высокая квалификация и точность исполнения договорных условий не является автоматической гарантией, к примеру, отличного сервиса. И если оба этих фактора имеют для вас равноценную важность при выборе риэлтора, то рекомендацию, данную лишь на основе одного из них, можно считать как минимум недостаточной. В любом случае одного лишь фактора – наличия рекомендаций, для снижения вероятности ошибки при выборе риэлтора все же недостаточно. Если они есть – отлично. Однако необходимо изучить и ряд дополнительных критериев.Как агентство недвижимости гарантирует безопасность сделки?
Например, пристальное внимание следует обратить на «краеугольный камень» операций с жильем – аспекты безопасности и надежности совершаемых сделок. Для этого необходимо внимательно изучить договор об оказании услуг, предлагаемый компанией. И с «особым пристрастием» вчитаться в то, какие обязательства по проверке правовых аспектов сделки готова принять на себя агентство недвижимости. На словах, разумеется, компания обещает, что все будет проверено «по полной программе». Но какова при этом уверенность, что так оно и будет на самом деле? «Все проверено, проблем нет, можно выходить на сделку», – в один прекрасный день сообщает клиенту риелтор. Заметим, устно сообщает, не выдавая при этом никаких документов, подтверждающих проведенную проверку и содержащих выводы о ее результатах.Проверка на словах — не всегда реальная проверка!
Многие ли читатели, которые когда-либо пользовались услугами риэлторских фирм, получали до сделки заключения о результатах проверок? Уверен, что почти никто. Почему? Да все просто: выдача клиенту подобного официального документа создает для компании, его выдавшей, дополнительные риски. Ведь если в дальнейшем возникнут проблемы, клиент будет иметь в своем распоряжении аргумент, позволяющий предъявить претензии. А так, без документа – и проблемы нет. Пусть клиент сам разбирается – ведь деньги-то с него уже получены… И не сомневаюсь, что среди тех, кто побывал в роли клиентов риэлторских компаний, не найдется почти никого, кто бы в завершении цикла обслуживания получил письменное обязательство компании по правовой поддержке в случае возникновения каких-либо проблем. А ведь, на мой взгляд, выдача подобных обязательств должна входить в нормальную практику работы агентств недвижимости: проверку провели, на сделку клиента «выпустили», комиссионное вознаграждение получили – следовательно, не должны оставлять потребителя один на один со сложностями, производными от того, за что приняли на себя ответственность…Обращаем внимание на письменные обязательства
Из всего вышесказанного напрашивается недвусмысленный вывод: при выборе риэлторской компании необходимо обращать пристальное внимание на то, готово ли рассматриваемое в качестве кандидата агентство недвижимости принять на себя следующие письменные обязательства:- провести правовую проверку объекта;
- предоставить по итогам проведенной проверки письменное заключение о ее результатах;
- оказать клиенту правовую поддержку в случае, если к нему, как к покупателю объекта, после сделки будут предъявлены какие-либо претензии.